Что будет с кино?
Нынче снова обсуждают вопрос о том, что делать. Теперь ещё и с отечественным кино.
Попробую посчитать сколько раз за мою бурную жизнь этот вопрос поднимался.
Первый раз в Перестройку. Тогда всех взволновала тематика, «правда жизни». «Маленькая Вера», «Плюмбум», зеки, акселератки, курьеры, коррупция, проституция, одним словом, «Так жить нельзя».
Союз распался в 1991 году и с ним обвалилось кино. Закрылся «Мосфильм» и все остальные студии на просторах бывшего СССР. Плёнки нет, старший Бондарчук снимает на деньги цветочного магната, другие на бандитские деньги, артисты и режиссёры таксуют и, как водится в отечестве – пьют, ругают времена и вспоминают ненавистные худсоветы, как лучшие годы своей жизни. Это получается второй раз.
Третий раз уже возрождались по-крупному, по-взрослому: сети кинотеатров, дистрибуция, продюсерский кинематограф, мейджоры-производители, восьмибоярщина: Три Т, ЦПШ, Базилевс, Дирекция кино, Арт Пикчерс и т.п. Наконец, пустили в огород коллективный Голливуд. Дистрибуторы хотели халявных денег, киноромантики честной рыночной борьбы, но Голливуд всех проглотил, отучил от собственных блинов и щей, приучил зрителя сыпать попкорн на пол и «лопать что дают» по части содержания. Зато мировые премьеры день в день со всем Земным Шаром. Пробовали жаловаться в МинКульт, обсуждали величину квоты для отечественного кино, успокоились на распиле грантов. Всё, как мы любим.
И вот опять. Снова как в первый раз. Только уже в четвёртый при мне. Что делать? Импортное кино кончилось. Своё не любим. Разговоры: «Давайте, как в СССР. Было же хорошо!»
Как в Советском Союзе уже не будет. Тогда из одного государственного мешка Госкино раздавало по республикам. Больше всех России: Мосфильму, Студии им. Горького, Ленфильму, Свердловской и Ялтинской киностудиям. Специализированным студиям: ЦСДФ и ЛСДФ на доки. С ними раздавалось и многочисленным студиям кинохроники. Летопись коммунизма — святое. Потом науч-попу: снова центральном московскому и ленинградскому.
Второй кусок кому? Конечно, братской Украине. Студии им. Довженко, Одесской киностудии, Киевнаучфильму на науч-поп, мультики и доки.
Дальше уже расклад шёл помельче – в одной студии уже делали всё: от игровых до мультиков и учебных фильмов. Но у каждой республики свой заказ. И всё из одного мешка Госкино СССР. Кстати, в этот мешок прилично и возвращалось. Советская кинематография по объёму производства стояла то ли на втором после американцев месте, то ли на третьем после индийцев.
Строгая система централизованного управления крупных производителей делила на объединения. Мосфильм, например. Молодые спрашивают: «А что означают названия объединений в начале советских фильмов после Рабочего и Колхозницы? Первое, второе творческое объединение, Объединение писателей и работников кинематографии? Или вот науч-поп: Орбита, Зов, Горизонт?» Означает кинозавод со своим штатом, командами творцов и спецов, бюджетом. Во главе – лучшие режиссёры страны. Члены КПСС для точного следования курсом Партии. И управлять проще, и соревнование, кто лучше сделает, кто больше выручки сдаст в казну. Переходящее Красное Знамя давали по итогам года. Кстати, и у ВГИКа было такое знамя с орденами.
Я отвлёкся…
Когда сегодня говорят о том, что мы вернёмся к системе советской кинематографии, я смеюсь – это невозможно. Плановая система в таких масштабах уже нереальна. А что тогда будет?
Что-то в России предполагает только самоуверенный босяк. Но прикидки есть. Думаю, на этом этапе будем уходить в автономку. Так же, как и вся страна. Запада больше не будет. Во всяком случае на ближайшее десятилетие. Нечего ждать и от восточного рынка – трудно вырастить за десять лет любителей индийского и китайского кино. Мы пока к своему якутскому и кавказско-сокуровскому не привыкли. А с другой стороны, именно Якутия, Татарстан уже демонстрируют приличные результаты у себя. Вот и «Базелевс» пошёл в отрыв делать свою систему кинопоказа. Для себя. Платформы присматриваются к кинотеатрам. Может быть через это, через автономию производителя и показчика мы, наконец, выйдем на то, что называется киноиндустрия и отечественный кинорынок. А потом уже на других условиях будем объединяться в крупные киноконцерны.
«Чтобы объединиться, нужно размежеваться», — сказал как-то В.И. Ленин. А он знал дело. Не зря же лежит на Красной площади.